Средства и методы воспитания в белорусской народной педагогике

  1. Дошкольная педагогика как наука.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА -педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу

Признаки науки

1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).

3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.

4. Специфическое содержание.

5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

Задачи педагогики

1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.

Но у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Актуальными проблемами дошкольной педагогики являются:

— создание национального детского сада с использованием народной педагогики в процессе воспитания;

— формирование основ национального самосознания детей дошкольного возраста;

— экологическое воспитание дошкольников;

— разработка новых форм, методов, совершенствование содержания;

— разработка к внедрение авторских программ;

— воспитание к обучение одаренных детей;

— развитие творческой активности дошкольников;

— научно-методическое обеспечение деятельности ДУ разных типов;

— пути и формы оказания психолого-педагогической помощи современной семье, включения родителей в работу дошкольных учреждений;

— преемственность в работе детского сада и школы и т.д.

  1. Источники развития дошкольной педагогики как науки.

Народная педагогика — отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, песнях, сказках, обрядах и обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержатся поучения и суждения по самым равным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.

Идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное.

Инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания. Так, огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления было утверждено в 1960 г.

«Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде» Необходимо было разрабатывать новую программу воспитания дошкольников, единую систему, обеспечивающую систематическое и последовательное развитие, воспитание и обучение ребенка с первых месяцев его жизни и до поступления в школу. В 1984 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 реформе общеобразовательной профессиональной школы», после которого активно проводились исследования по возможности перевода обучения детей с 6-летнего возраста в школе.

В 1990 г. принимается «Концепция развития дошкольного воспитания в БССР» которая наметила основные пути перестройки работы в области дошкольного воспитания. В результате стали создаваться новые типы дошкольных учреждений, альтернативные программы воспитания и обучения дошкольников, пересматривалось содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду,

В настоящее время важными документами, оказывающими влияние на развитие дошкольной педагогики, являются «Закон о правах ребенка», «Закон об образовании», «Положение о дошкольном учреждении» и т.д.

Данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так, при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей. Изменения в области языкознания влекут за собой изменения в разработке вопросов развития речи, умственного воспитания детей.

Передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран. В детской саду используют элементы системы Марии Монтессори. На страницах журнала «Пралеска» периодически публикуются находки в планировании, конспекты занятий, сценария праздников, новаторские методики (Е.Г.Ремизовская), представляется опыт воспитания и обучения детей за рубежом.

  1. Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.

Настоящие образовательные стандарты дошкольного образования (далее – образовательные стандарты) устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.

Образовательные стандарты дошкольного образования обязательны для применения:

— республиканскими органами государственного управления;

— местными исполнительными и распорядительными органами;

— учреждениями образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями при реализации ими образовательной программы дошкольного образования (далее – дошкольные учреждения);

Образовательные стандарты применяются при разработке учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Содержание учебной программы дошкольного образования разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года, образовательными стандартами дошкольного образования.

В структуру учебной программы дошкольного образования (далее — учебная программа) входят «Пояснительная записка», «Характеристика физического и психического развития ребенка», «Содержание дошкольного образования», «Показатели развития воспитанника», приложения, список рекомендуемой литературы.

В разделе «Характеристика физического и психического развития ребенка» представлены подробные описания психического и физического развития детей от рождения до одного года, от одного года до двух лет, от двух до трех лет, от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до шести лет, от шести до семи лет, в которых выделен ведущий вид деятельности, отражена сущность формирования психических познавательных процессов и способов познания, раскрыта динамика развития ребенка в условиях разнообразных видов деятельности, представлен примерный распорядок дня.

Содержание учебной программы представлено базовым компонентом и содержанием образовательных услуг сверх базового компонента в соответствии с количеством часов, установленным типовым учебным планом дошкольного образования.

  1. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия — фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

Философия воспитания— Это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. История педагогики Исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Принцип историзма: понимая прошлое, заглядывать в будущее.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:- общие основы;- дидактику (теория обучения);- теорию воспитания;

— школоведение. Дошкольная и школьная педагогика — Подсистема возрастной Педагогики. Здесь изучают Закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Педагогика высшей школы Занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет—Закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, Специфические проблемы получения высшего образования.

Сурдопедагогика Занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих. Связь дошкольной педагогики с другими Науками Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и Др) Структура педагогической науки: Общая педагогика (преддошкольная и дошкольная педагогика педагогика школы, педагогика профтехобразования педагогика высшей школы Педагогика взрослых, военная педагогика)Специальная педагогика,Частные методики. История педагогики

  1. Белорусская народная педагогика, ее традиции, принципы воспитания детей.

Входе культурно-исторического развития в белорусской народной педагогике сложилась совокупность принципов, которыми определялись общее направление воспитательной деятельности и организация эстетического воспитания: 1) культуросообразности; 2) связи с трудом; 3) единства воспитания с религиозно-мифологическим народным мировоззрением; 4) природосообразности; 5) цикличности. Их специфика состояла в том, что учитывались не только особенности развития личности, но и определенный тип культуры, способ организации жизни и быта, региональные обычаи и традиции, а также закономерности функционирования фольклора как устного массового самодеятельного искусства.

Наиболее существенным, системообразующим для белорусской народной педагогики стал принцип цикличности, который содействовал эстетическому воспитанию каждого человека на протяжении всей жизни. Он отражает синкретизм народной воспитательной практики и художественно-эстетической культуры и содержит в себе следующие требования: учет возрастных особенностей, преемственность, систематичность, органичное включение воспитанников во все сферы жизнедеятельности, непрерывность воспитательного воздействия. Принцип цикличности выявлял взаимосвязь всех составных частей народной педагогики, придавая эстетическому воспитанию целостный характер.

Цикличность понимается как совокупность взаимосвязанных явлений и процессов, которые образуют законченный круговорот развития на протяжении определенного промежутка времени, обусловленного природными ритмами и сроком сельскохозяйственных работ.

Усвоение народной культуры происходило поэтапно, соответственно возрасту и возможностям каждого человека. Народное мировоззрение и эстетические традиции воспринимались детьми от рождения: через детский фольклор, игровое отражение музыкального быта взрослых со всеми его местными особенностями, а также интерьер родного дома, отношения с природой, непосредственно в практической деятельности. И этот процесс продолжался всю жизнь, что делало народное искусство значимым для каждого человека. Так, дети вначале только наблюдали за ходом свадьбы родных, друзей, знакомых; однажды сами становились ее главными действующими лицами; в пожилом возрасте передавали народные эстетические традиции молодежи. При этом психологические ощущения человека менялись, но основные формы и содержание эстетического воспитания оставались неизменными, что позволяло каждый раз по-новому, но в хорошо знакомых обстоятельствах переживать свою роль. Конкретное музыкальное действо при повторении воспринималось иначе, сквозь призму обогащенного личного опыта человека. И каждое очередное «проживание» высвечивало его новые грани .

Белорусская народная педагогика опирается на постоянно-цикличный характер природных, социально-психологических, художественно-эстетических и воспитательных явлений. Эстетические традиции формировались веками: складывались характерные черты орнамента, комплексы календарно-обрядовой и семейно-обрядовой поэзии. Они аккумулировали многовековую воспитательную, трудовую и художественную мудрость народа, на основе которой осуществлялось непрерывное культурно-эстетическое развитие личности, передача художественно-эстетического опыта и обучение лучшим образцам народного творчества.

  1. Белорусская народная педагогика, ее средства и методы воспитания детей.

К основным средствам народной педагогики относиться: труд, устное народное творчество, игры, песня, танцы, традиции, обряды, обычаи. Труд – обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетическое развитие и воспитание человека. Исторические и природно-географические условия повлияли на развитие характерных для белорусов видов трудовой деятельности, сформировалитакие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость в достижении поставленной цели, честность, скромность, бережливость, уважение к людям труда и др. Можно сказать , сформировался белорусский национальный характер. Занятие ремеслами (изготовление вещей из камня, кости, дерева, глины, ткачество, прядение, гончарство) привели к дифференциации трудовой деятельности человека, к развитию более сложных общественных отношений. Разнообразным видам трудовой деятельности человек обязан появлением и развитием языка. Родное слово – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. Мать, которая по традиции вводит своего ребенка в народный язык, не только способствует развитию языкового дара и мышления маленького человека, но и передает ему элементы народной морали, помогает понять и усвоить народную психологию, традиции, культуру, духовные и нравственные ценности. Знакомство ребенка с родным словом чаще происходит через устное народное творчество. Устное народное творчество – животворящий источник, питающий силой педагогическую «теорию» народных масс. На протяжении многих тысячелетий оно было своеобразным «учебником жизни», передовало от старшего поколения к младшему народную мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей. Огромную воспитательную роль отыграли пословицы и поговорки, народные сказки, загадки, приметы. К древнейшим и важным народным средствам народной педагогики относяться игры. Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые и дети. Простота и доступность народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании.

Обычаи – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми, средство приобщения к определенному социальному и культурному опыту, который передается из поколения в поколение и регламентирует поведение людей. Обычаи сохраняются в бытовой сфере, морали, гражданских отношениях. Обряд – определенные символические действия, обусловленные тем или другим обычаем. Народные календарно-аграрные, семейные религиозные праздники отражают своеобразие быта и культуры народа и в яркой эмоциональной форме приобщают его к идеалам. От рождения до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который владеет высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. Белорусские народные песни содержат в себе определенный свод моральных требований, выработанных на протяжении многовековой истории народа. История, быт, культура народа находят свое отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, сюжетность, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.

Методы воспитания в народной педагогике

В народной педагогике можно выделить много методов воспитания:

труд, положительный пример, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет,

приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, соревнование,

упражнение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение,

поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, выговор, угроза,

проклинание, запугивание, обзывание и др.

  1. Организация научно-педагогического исследования, его этапы.

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методе (гр.) — занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.

МЕТ0ДЫ — это пути и способы, которыми наука получает факты. Факты — это воздух ученого (И.П.Павлов).

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.

Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:

а) описательные (диагностические) — например, определяют уровень готовности ребенка к школе;

б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;

в) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).

В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные) и комплексные.

Основой научного исслед-я явл-ся следующие положения:

1) объективность рассмотрения явления;

2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;

3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;

4) необходимость поиска внутренних противоречий;

5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;

6) соединение анализа и синтеза.

Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов.

1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.

2 эатап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

4 этап. Оформление результатов научного исследования.

5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы дошкольных учреждений, школ, вузов и т.д.(подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.).

  1. Методы научно-педагогического исследования.

В настоящее время еще не решен вопрос о системе и классификации методов научного исследования в педагогике Обычно в подходе к этому вопросу сходятся на том, что отдельные методы нельзя изолировать друг от друга, наоборот, их нужно видеть только во взаимосвязи.

На современном этапе развития педагогики как науки важно для ее дальнейшего развития членение методов, связанное с относительным различием эмпирического и теоретического уровней научного познания.

К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, являющейся предметом научного познания, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории. К ним относятся научное наблюдение, разные виды научного эксперимента, работа с научными фактами – описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения. Абстрагирование, педагогический эксперимент, социометрия, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение пед. документции, изучение продуктов деятельности ребенка изучение передового педагогического опыта обобщение независимых характеристик

Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированних знаний об объективных законах действительности.

К числу этих методов относятся научная абстракция, идеализация, мысленные модели, научные идеи и гипотезы, дедуктивные методы.

Моделирование, анализ и синтез, конкретизация теоретических знаний

Сравнительно-исторические методы – изучение педагогических явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии (например, показать, как возникали отдельные концепции в конкретных условиях исторического процесса, каковы их источники, какую общественную функцию они выполняли).

  1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.

Самоценность и уникальность дошкольного детства заключается в следующем:

— ребенок-дошкольник, как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

— самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

— это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания — миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром;

— ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С. Выготский), т.е. отвечает его интересам и потребностям;

— неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника;

— высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя;

— у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним, сопричастность миру взрослых;

— важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка; формируется готовность к систематическому обучению в школе.

  1. Современная педагогическая возрастная периодизация.

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс. Представители: А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное – спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли. Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. ВТОРАЯ ТЕОРИЯ базируется на взаимосвязи развития и обучения. Представители: Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др. Развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически тождественны друг другу. Согласно ТРЕТЬЕЙ ТЕОРИИ, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л. С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть средство развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей. Данные идеи конкретизированы в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др. Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. Приоритетом деятельности дошкольной ступени становится развитие воображения и творческих способностей детей посредством игры, конструирования, чтения сказок, самостоятельного сочинительства. Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А. В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Оптимальным вариантом А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная и конструктивная деятельность, детский труд и др.) Теории развития личности. КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ (Ж. Пиаже) Выдвигают на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы. В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм). ПСИХО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.) Рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. Под-нимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близ-кими людьми). ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) Центральное место зани-мают первые отношения ребенка с близкими взрослыми, прежде всего, с матерью. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых доказыва-ется решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д. БИХЕВИО-РИСТСКАЯ ТЕОРИЯ (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом при-обретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания чело-века, его воли и собственной активности. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер) Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе ми-ра» и др. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) Предпо-лагает развитие личности в деятельности и благодаря ей.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ •

1. Пример поведения, действий и отношения к людям и один к одному матери, отца, старших членов семья.

2. Внушение с помощью сказок, песен разных видов требований.

3. Включение в разные виды хозяйственно-бытовой деятельности, в общении

4. Обучение в процессе приобретения норм поведения, трудовых навыков

и умений.

5. Упражнение как способ закрепления устойчивости соответствующих

умений и навыков.

6. Беседа с целью выработки родственных а общечеловеческих чувств и

правильных устойчивых убеждений о своем месте среди членов семьи,

других людей.

7. Совет родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответствен ных решений в жизни.

8. Разъяснение родителей с целью формирования положительного отношение

к труду, соответствующего поведения в семье и обществе.

9. Предупреждение родителей как метод опережения возможных жизненных

ошибок и просчетов.

10. Поощрение с целью воспитания чувства собственного достоинства и

таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность,

послушность, уважение к старшим.

11. Намек (прямой или косвенный), когда родители говорят о недостаткам

ребенка в поведении в корректной форме.

12. Испытание как способ проверки готовности к самостоятельной трудовой деятельности, выполнение морального поведения правил и норм своего народа.

13. Требование как один из способов выполнения детьми семейных и обще

человеческих правил и обязанностей.

14. Благословение, в котором соединяются родительское наставление,

обучение, предупреждение, наказ и просьба к детям в самые ответственна

периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельному труду, женит!

замужество).

15. Осуждение как способ показа детям неправильного отстранения от

общепринятых норм и правил поведения.

16. Наказание, которое родители использовали в крайнем случае, когда

другие методы не действовали.

17. Проклинание — крайняя резкая мера воздействия на детей.

18. СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ:

Труд – обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетически развитие и воспитание человека. Исторические и природно-географические условия повлияли на развитие характерных для белорусов видов трудовой деятельности, сформировали такие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость и т.д. Занятия ремеслами /изготовление вещей их камня, кости, дерева, глины, ткачества/ привели к дифференциации трудовой деятельности человека.

Устное народное творчество — животворящий источник, питающий силой педагогическую «теорию» народных масс. Огромную воспитательную роль отыгрывали пословицы и поговорки, народные скалки, . загадки, приметы. Игры — школа жизни. Всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые и дети. Традиции — тот мостик, который соединяет поколения, своеобразный ключ передачи от дедов и прадедов

к отцам, детям и внукам определенных устоев, норм и правил поведения и взаимоотношений людей. Обычаи — наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов-отношений между людьми, средство приобщения к определенному социальному и культурному опту, который передается из. поколения в поколение и регламентирует поведение людей. Обычаи сохраняются в сотовой сфере, морали, гражданских отношениях.

— Обряды и.определенныее символические действия, обусловленные тем или другим обычаем семсйшо, религиозные отражают своеобразие быта и культура народа. Народные песни — яркая эмоциональная форма, приобщающая людей к идеалам, стремлениям в труду, на досуге.

Народные танцы — воплощают черты характере народа. Характерными чертами белорусского народного танца являются жизнерадостность, целомудренность, сюжетность, стремление к красоте, мягкий юмор. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет, приучение, внушение, объясне-ние, беседа, испытание, соревнование, упражнение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение, поощрения, похвала, благословение, осуждение, наказание, выговор, угроза, проклинание, запугивание, обзывание.

Истоки белорусской национальной школы берут свое начало в Древнерусском государстве, так как именно там были заложены основы дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси, в том числе на ее западных землях. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IХ-ХII вв. зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии (988 г.).

Мудрость народной педагогики способствовала формированию у детей бережного отношения к природе, земледельческому труду и прививала им законы доброжелательности и вежливости, правила хорошего поведения. А поскольку большая часть детей в то время не обучалась в школе, народная педагогика играла главную роль в их воспитании и обучении.

Христианская культура, в отличие от языческой, которая была бесписьменной, нуждалась в новой системе обучения, нацеленной на приобщение к книжности, необходимой для овладения христианской догматикой. Главным в системе христианского обучения стала работа с текстом. А это обусловило появление новых методов обучения и требовало развития письменности. Письменность была известна на Руси еще до принятия христианства.

Своеобразным прообразом для становления школьного книжного образования на Руси, в том числе на ее западных землях, послужили европейские страны, и особенно Византия. Уже во второй половине IХ века, с появлением первых греческих миссионеров, началось индивидуальное обучение русичей грамоте. Первое официальное свидетельство о начале систематического обучения в Киевской Руси содержится в «Повести временных лет», где отмечается, что киевский князь Владимир приказал брать у знатных людей детей и отдавать их на «учение книжное». Постепенно начало складываться обучение по типу школьного. Письменные люди учили детей чтению, письму, основам математики, церковному пению.

В больших городах школы открывались при княжеских дворах, при церковных приходах и монастырях. Изучались там не только церковнославянский, греческий и латинский языки, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика. Наибольшую известность в этом плане получают Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцке. Полоцкая София являлась важным культурным центром во все последующие столетия. Там были заложены основы первой на территории Беларуси библиотеки, где имелось множество книг на разных языках, велась летопись, переписывались и распространялись книги, существовала школа.

Берестяные грамоты, найденные в Беларуси, свидетельствуют, что грамотность получила на западных землях Руси достаточно широкое распространение не только среди духовенства и светских феодалов, но среди торгово-ремесленного населения городов. В определенной мере этому способствовали «мастера грамоты» – дьячки и мирские люди, занимавшиеся обучением детей по «совместительству» с основным ремеслом (ремесленные ученичества).

Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1843;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В БАШКИРСКОЙ СЕМЬЕ

  1. Башкирская семья в прошлом
  2. Башкирская народная педагогика семьи

ГЛАВА II. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

  1. Семья как нравственная доминанта народной педагогики
  2. Средства, методы, приемы народной педагогики в семейном воспитании
  3. Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

«Семья – опора нации, источник духовных и

физических сил, нравственный фундамент

человеческой личности»

Л.Н. Толстой

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная — самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творение человека.

Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в своем ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее.

Особую заботу, на сегодняшний день, вызывают проблемы семьи, детства и материнства. Ни для кого не секрет, что воспитание детей самая сложная наука. Тем более, воспитание собственного ребенка.

В Законе республики Башкортостан «Об образовании» особо подчеркивается, что родители являются первыми педагогами, и именно они изначально закладывают основы физического и интеллектуального развития личности ребенка. Именно в семье прививается любовь и уважение к собственной культуре, родному языку, неравнодушное отношение к национальным корням. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность.

Лечить современную семью возможно только решительным поворотом к лучшим традициям народной педагогики.

В настоящее время, подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Связь с родителями, семьей, родом, народной культурой трансформируется, что наносит непоправимый урон не только нравственному, патриотическому и интернациональному становлению подрастающего поколения, но и, прежде всего, их здоровью. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей в индустриальном производстве.

Исследования показывают, что около 60% родителей слабо знают основы семейной педагогики, 25% знакомы с некоторыми методами и принципами воспитания, и только 15% родителей имеют ясное представление о своих обязанностях, умеют использовать различные формы и методы в воспитательном воздействии на детей.

Игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дало свои отрицательные плоды: выросли целые поколения наших соотечественников, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам народа. Это произошло потому, что нами была забыта истина, о которой так хорошо сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Ушинский К.Д. указывал, что воспитательные идеи каждого народа настолько проникнуты национальным духом, что их невозможно перенести на чужую почву. Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах отдельных народов.

Оставшись без вековых воспитательных традиций, то есть без народной педагогики, семья стала в массовом порядке порождать «духовных сирот». В устных опросах во время лекции до 47% родителей заявляют, что они не уверены, будут ли их дети поддержкой и опорой, когда они станут немощными, старыми. Оставшись без влияния народной педагогики, родители умеют дарить любовь своему дитяти, умеют оберегать и растить, но не умеют ребенку дарить свою душу, поэтому изучение темы: «Особенности воспитания в башкирских семьях» в настоящее время является очень актуальной.

Объект исследования: воспитание в башкирской семье.

Предмет исследования: особенности воспитания детей в башкирских семьях.

Цель исследования: изучать средства, методы, приемы воспитания в башкирской народной педагогике – педагогике семьи.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической, исторической литературы по воспитанию детей в семье.
  2. Проанализировать состояние семейного воспитания в настоящее время.
  3. Изучить средства, методы и приемы семейного воспитания в башкирской народной педагогике.

Гипотеза: можно организовать эффективный процесс семейного воспитания, если подробно проанализировать историческую и психологическую литературу и выявить методы, средства, приемы семейного воспитания в настоящее время.

Этапы исследования:

I этап. Определение и выявление темы;

II этап. Изучение и анализ психолого-педагогической, исторической литературы;

III этап. Обращение и систематизация теоретического материала;

IV этап. Оформление курсовой работы.

Теоретическая значимость: в результате охарактеризована сущность семейного воспитания, раскрыты средства, методы, приемы воспитания в башкирских семьях.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения.

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В БАШКИРСКОЙ СЕМЬЕ

  1. Башкирская семья в прошлом

Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

 Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Она является первым и ведущим субъектом воспитания дете. В конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

 Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Если говорить о семейном воспитании, то стихийно на ребенка действуют обстоятельства жизни семью и ближайшее ее окружение. К таким обстоятельствам относятся материальные и моральные условия, психологическая атмосфера. Решающее значение имеют семейное отношения. Так, при отношениях доверия, заботливости, сотрудничества и взаимопомощи формируются важнейшие нравственные качества личности ребенка. Отсюда следует, что в процессе воспитания родителям предстоит регулировать не только собственные взаимоотношения и отношения к детям, но и в целом образ жизни, образ собственных мыслей и переживаний, с тем чтобы обеспечить формирование полноценной и счастливой личности.

В современной семье все большее значение приобретает этикопсихологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей к друг другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия. Семья — сугубо интимная группа, следовательно, эмоциональное влечение привязанность ее членов к друг другу – ее обязательные характеристики. Любовью в семье связаны все ее члены. Ученые единодушны в определении родительской любви: — она источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья – это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон.

Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам — в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.

Семья – первичная социальная ячейка общества, члены которой взаимосвязаны браком или кровным родством; как таковая она обладает, с одной стороны, известной самостоятельностью, с другой — функционирует в тесной связи с обществом, с развитием последнего пополняется новым смыслом и содержанием. По характеристике Ф.Энгельса, семья и есть один из определяющих факторов общественного развития. По социальной и исторической сущности своей брак и семья взаимообусловлены господствующими экономическими отношениями, и те и другие испытывают на себе влияние общественной надстройки, прежде всего и главным образом политики, права и нравственности, Брак представляет собою нечто иное, как юридическую основу семью.

Как и у всех народов, у башкир семья играла исключительно важную роль в общественной жизни. В рассматриваемую нами феодальную эпоху крестьянская семья потому представляет немалый научный интерес, что она была основой производящей единицей в развивающемся обществе.

Башкиры, как и другие соседние мусульманские народы, строили семейную жизнь на основе Корана и шариата. Поэтому выяснение особенностей их семьи приобретает особое значение. У башкир форма семьи зависела главным образом от типа хозяйства — земледельческого и скотоводческого. Не что иное, как выяснение соотношения земледельцев и скотоводов среди башкир дает возможность объективно осветить проблему семьи и брака. Всем народам – и кочевым и земледельческим — известны были обе формы семьи: большая и малая. Большая давно уступила малой главенствующее положение. На основе малой возникла неразделенная семья. Внимание исследователей привлекает вопрос о генетической связи между существовавшими формами семьи — преобладающей малой и неразделенной. Последняя выступала в разных типах: отцовском (родители – женатые, дети-внуки), братском (женатые братья – дети- племянники) и в виде дяди – племянник. В ΧVIII – первой половине XIX в. у башкир небыло большой патриархальной семьи еще в далеком прошлом заняла малая индивидуальная.

Малую семью, состоящую из родителей и их несовершинолетних детей, на аульном и волостном сходах представляем ее глава — отец семейства, который считался волостным человеком, или вотчинником (асаба). И он пользовался определенными правами, обязанности у него были довольно большие. С неразделенной семьей дело обстояло иначе. Она включала в себя несколько малых семей, но составляла один двор, а потому в общественной жизни аула или волости представлял ее только один человек — глава сложной семьи, старший из мужчин. Он и был волостным человеком. Как вотчинник он мог участвовать в продаже и аренде волостной земли.

В литературе почти не найти конкретно-исторических сведений о наличии башкир семей из нескольких поколений. Тем интереснее будет ознакомление с типами неразделенных семей.

Отцовская семья – это семья, когда женатые сыновья живут вместе с родителями. Совместно жили женатые братья, а так же женатый сын одного из них (братская семья). Есть случаи, когда семьи двоюродных братьев составляли одну братскую семью.

Иногда семьи родителей и женатых сыновей, а так же племянников главы семьи представляли перед обществом один двор, т.е. неразделенную семью (дядя – женатые сыновья — племянники) Из приведенных материалов вытекают следующие выводы.

Для феодализма не характерна большая патриархальная семья, тесно связанная с коллективной собственностью на средства производства. В период распада родового строя она уступает свое место малой индивидуальной семье, вызванной к жизни господством частной собственности. На основе малой семьи регенерируется неразделенная семья в зависимости от действия определенных социально-экономических и военно-политических фактов. Неразделенная семья, более известная у полукочевых башкир, чем у оседлой их части, вынуждена была перейти во всех хозяйственных районах на второстепенную позицию.

В развитии семейно-брачных отношений большую роль играла экзогамия (от гр. экзо – вне, снаружи и гамос – брак, т.е. запрет брачных отношений между членами родственного коллектива). У одних народов экзогамия со временем исчезает, у других она сохраняется в пережиточной форме. К последним относятся и башкиры.

Брак у башкир регулировался экзогамными ограничениями, т.е. жену брали из другого рода. И родовая экзогамия все еще встречалась в XVIII – XIX вв. Доподлинно известно, что чиновники кантонного и волостного управлений стремились брать жен из другой волости и кантона. В целом у башкир сохраняется поколенная форма экзогамии. Это полностью отражено в поговорке: « Тыу4андан тыуыр ей2нс2р, ей2нс2р62н тыуыр б1л2с2р, б1л2с2р62н тыуыр тыуасар, тыуасар6ан тауыр тыуят, тыуяттан тыуыр етеят». (От кровной родственницы родится внучка, от внучки родится правнучка, от правнучки родится праправнучка, от праправнучки родится прапраправнучка от нее родится, т.е. чужая). Брак до седьмого колена запрещался. Недаром одна из поговорок гласит: «Ете ата4а етк2с 7ы6 бауыры алышына». (Дойдя до 7 колена , девушка становится чужой), т.е. с ней можно заключить брачный союз. По мере развития общества брак заключался с родственниками 5-6 поколений.

Эндогамия (от гр. эндо – внутри, гамос – брак) – обычай, приписывающий заключать браки в пределах племени и т.д. В первобытном обществе род был экзогамен, а племя эндогамно.

Мусульманское право – шариат – запрещает брак мусульманки с иноверцем (например, с православным), но законы Российского государства его разрешают при условии перехода ее в христианство. Переходившие в христианство люди оставляли свой аул. Переход же в ислам одного из супругов по законам империи карался каторжной работой. Поэтому браки заключались главным образом между единоверцами. Не одобрялись и национально смешанные браки. Браки у мусульман заключались преимущественно внутри этноса.

Что же касается башкир, то они почти всегда придерживались норм эндогамии. Браки заключались внутри башкирского этноса. Основная масса людей жила в условиях моногамной (единобрачной) семьи, но были и полигамные ( многобрачный) семьи. По Корану, многоженство – явление приемлемое. Поэтому башкиры имели право заключать браки с четырьмя женщинами одновременно. Но следует оговорить, что многобрачные семьи — это удел в основном феодального сословия. Еще одна форма брака колыбельное сватовство, называвшееся у башкир «бишек туйы» (колыбельная свадьба). В этом случае просватывали мальчика и девочку, чьи родители были близко знакомы или происходили из одной и той же социальной среды. Колыбельную свадьбу справляли порой еще до рождения детей. Две семьи договаривались о том, что в случае рождения у них мальчика и девочки они должны вступить в брак по достижении определенного возраста. Цель колыбельного сговора — обеспечить уплату Колыма путем растягивания ее на длительный срок. Это было выгодно бедным семьям. Но к колыбельному сватовству нередко прибегали и богатые. Есть основание колыбельное сватовство считать широко распространенным обычаем.

  1. Башкирская народная педагогика — педагогика семьи

Народная педагогика, в первую очередь, педагогика семьи, социокультурной среды, где появляется на свет новый человек, где он делает первые шаги, откуда широкими шагами выходит в мир. Семья – не только среда, в которой закладывается фундамент новой личности, но и нечто большее она доминанта нравственного мира человека. Семья выполнит свою миссию, если в ней сложатся духовные отношения между ее членами, если в ней родители имеют неоспоримый авторитет, если в ней дети будут расти духовными наследниками своих родителей.

Народная педагогика — педагогика общины, все взрослые люди общины были по отношению к детям воспитателями, в прежние времена общины (деревни, улицы в крупных поселках, кварталы-дворы в городах) были педагогизированной средой. В этой среде существовали педагогические отношения, отношения любви, заботы и уважения старших, заботы о младших. Община, как и семья, видела в младших свое будущее, свою смену, свою судьбу. Здесь, как и в семье, действовала парадигма народной педагогики: прежде было и хорошее, и плохое, грядущее должно быть лучше.

Средства, методы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений. К сожалению, в наше время много детей растут «духовными сиротами» при живых родителях, « не знают» своих родителей, живя вместе с ними. Последствия таких функциональных отношений между родителями и детьми — самые непредсказуемые, самые неблагоприятные. По нашему мнению, преодолеть взаимное отчуждение детей и родителей можно только сохранением народной педагогики в семье.

Г.Н. Волков справедливо называет народную педагогику идеологией трудящихся масс. Как идеология она имеет свою систему ценностей, свои цели воспитания. Цели воспитания, по утверждению Н.Д.Никандрова, вторичны по отношению к ценностям или даже третичны, ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма.

Ниже приводится набор народно-педагогических ценностей в определенной последовательности от наиболее значимых к менее значимым. Составлена на основе изучения башкирской народной педагогики:

  1. Сам(а), свое имя, честь и достоинство. Свой пол.
  2. родители (дети), братья, сестры, семья. Родственники, предки (потомки), свой род.
  3. Свобода человека.
  4. Родина, родная земля и воды, родная природа.
  5. Свой народ, его обычаи и традиции, культура, язык, история.
  6. Собственная жизнь, здоровье.
  7. Уважение к старшим, забота о младших.
  8. Соседи, друзья, товарищи, сотрудники.
  9. Собственность.
  10. Уважение к чужому народу (его языку, обычаям, традициям, культуре, истории)
  11. Справедливость.
  12. Закон.

Знание и соблюдение нравственных ценностей народной педагогики является основой цельности, развития и общественного функционирования личности.

Бесспорно, каждый народ имеет свою оригинальную педагогическую культуру, основанную на его собственной культуре, психологии, философии и трудовых традициях. В тоже время в педагогических культурах можно заметить много общих черт. Это объясняется общностью судеб народов. Как писал видный русский этнограф Л.Я. Штенберг, все первобытные племена прошли через изобретение орудий руда, огня, жилища, одежды, социальной организации, терминов родства.

Если вспомнить о великих переселениях народов в древности, то можно понять, что не только общие корни связывают народы. Южный Урал родина башкир, в какой то степени является родиной венгров, финнов, славян, через Южный Урал проходили иранские племена, тюркско-монгольские. Каждый кочующий конгломерат смешивался с местным и уходя оставлял часть себя.

Традиционному воспитанию в педагогике башкирского народа были свойственны целенаправленность, организация и стимулирование активной деятельности детей. Оно не удовлетворялось подготовкой молодого поколения к жизни и труду лишь под воздействием среды и стихийных влияний. Традиционное воспитание предполагало создание условий, помогающих детям овладевать выработанными до них знаниями о природе и социальной действительности, практическими изменениями и навыками, необходимыми человеку в его жизни. В связи с этим в сфере традиционного воспитания дети включались в разнообразные виды труда, игры, массовые праздники, чтобы они через свою деятельность, собственные творческие усилия могли овладевать знаниями практическими умениями, способами творческой деятельности и навыками общения. Примеры из башкирской народной педагогики широко использованы в книге В.В. Катаринского «Букварь для башкир» (Оренбург, 1893). Автор впервые использовал в учебнике башкирский фольклор не только как иллюстрированный материал при первоначальном обучении детей родному языку, но и в целях воспитания у башкирских детей «правил хорошего тона». В букваре содержится материал для всестороннего воспитания детей донного возраста. «Не делай людям зла и самому вреда не будет», «Доброе имя лучше всякого богатства», «Ищущая пчела мед находит» — вот некоторые из пословиц, включенных в букварь В.В. Катаринского.

В течении веков педагогические воззрения башкир определялись исходя из положения, что для человека нет ничего важнее на свете чем Родина. Понятие Родины же для башкир, как и для других народов, прежде всего ассоциировалась с родной землей. Земля поила и кормила их, а после смерти они желали быть похороненными на родной земле. Такие пословицы, как «Своя земля – золотая колыбель», «Лучше быть в родной стране стелькой, чем султаном в чужой стране», и десятки других аналогичного смысла свидетельствуют о нравственных качествах народа, связанных с родиной и землей предков. В народных песнях и кубаирах, эпосах и легендах в первую очередь воспевались герои, сложившие голову за родную землю.

В настоящее время среди башкирского народа четыре основные группы населения, каждая из которых является носителем той или иной педагогической культуры:

  1. патриархальная, основанная на канонах ислама, культура людей преимущественно старшего поколения;
  2. педагогические воззрения башкир, забывших свой язык, культуру национальные традиции и по существу ставших чужими для своего народа;
  3. своеобразная культура маргиналов, которые занимают промежуточное положение между своим народом и каким-либо другим народом;
  4. нравственная и педагогическая культура башкир, ратующих за возрождение национального самосознания, за сохранение родного языка, воспитательных традиций и обычаев предков в контексте общечеловеческих ценностей.

В настоящее время проблемами этнопедагогики башкирского народа занимаются ученые Т.К.Исхаков, А.М.Сафин, З.Д.Киекбаева, Ю.З.Кутлугильдина, В.И.Баймурзина, Х.Х.Баймурзин, У.Ш.Атангулов и др. В их трудах выявлены прогрессивные традиции народной педагогики, разработаны пути их использования в эстетическом и нравственном воспитании детей.

ГЛАВА II. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

2.1 Семья как нравственная доминанта народной педагогики

На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.

Жизнь человека зарождается в семье, он растет для создания новой семьи, живет ради благополучия семьи и народная педагогика со дня рождения начинает готовить человека к семейной жизни. Тема семьи есть в колыбельных песнях, в общении родителей с малышом, в считалках, скороговорках, сказках, легендах и мифах, которые малыш слышит с раннего возраста и т.д. В народной педагогике нет отвлеченной идеальной всесторонне гармонически развитой личности. В песнях, сказках и легендах мы найдем идеального сына, отца, мать, хозяйку, воина, труженика и др. социальные роли человека; неписанные правила, пословицы и поговорки дополняют их характеристики. Семья в первую очередь заботится о формировании семейных ролей, каждая семейная роль требует физического развития и нравственного совершенствования, трудолюбия и высоких эстетических вкусов, ума, самостоятельности и ответственности, культуры общения труда и поведения. Малыш еще и головку не держит, а родители радуются: помощник отца (помощница матери) растет. Эта тема — лейтмотив в общении с ребенком, с первых дней и до того возраста, когда он начнет самостоятельно выполнять различные виды труда вместо отца или матери. Эта тема, как, впрочем, и любой другой аспект народной педагогики, не однозначна: она готовит ребенка к труду, к жизни труженика; «привязывает» к семье, закладывая в его формирующееся сознание код: «жить в родной семье, помогать своим родителям – цель жизни». Чуть позже начнутся беседы: «Вот вырастешь, женишься (выйдешь замуж), будут у тебя дети, требуй с них, как мы с тебя. … Вот будут у тебя дети, поймешь, как близок каждый ребенок, как больно, когда дети к тебе так относятся» и т.д.

Своим примером, беседами, рассказами родители формируют в душе ребенка идеал семьи и члена семьи (отца, матери, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, внучки, брата, сестры). Постулаты — назидания — народно-педагогическая технология формирования семьянина. Ими воспитывают детей от трех примерно до девяти лет. Постулаты – назидания состоят из двух ядер, между которыми существует формально причинно- следственная связь, а по существу никакой связи нет.

«Не мой пол поперек досок, а то муж будет кривым». Первое ядро является требованием, указанием, пожеланием взрослых к детям и имеет культурное, гигиеническое, трудовое, нравственно-поведенческое содержание, это формальная причина – условие всего изречения. Второе ядро имеет семейно-воспитательное содержание и выступает в качестве следствия угрозы, если не будет выполнено «условие» первого ядра.

Следует подчеркнуть психологичность постулатов – назиданий. В сознание (подсознание) ребенка закладывается понимание судьбоносности каждого дела, каждого действия, формируется чувство ответственности за собственные поступки. Эффект достигается тем, что за незначительной неопрятностью, неаккуратностью, оплошностью, бескультурьем может последовать неизмеримо большее наказание. Постулаты – назидания — инструмент духовного общения между взрослыми и детьми.

Народно – педагогической формой индивидуального воспитания является имя ребенка. Раскрывая ребенку идеалы, какие они вложили в данное ему имя, родители формируют в сознании ребенка идеал того, кто он есть теперь (сына, внука, брата, ученика и т.д.) и кем он должен быть в будущем (мужчины, солдата, владельца дома, инженера и т.д.)

Сына воспитывают как будущего сына, поэтому он должен быть сильным, крепким, трудолюбивым, умным, умелым, деловым, уважительным, волевым, мудрым и т.д. Дочь воспитывают как будущую мать, поэтому она должна быть любящей, старательной, заботливой, не боящейся мелочной работы, бережливой, послушной, умной и т.д.

Муж – добытчик и защита семьи, жена – хранительница очага, множительница добра, воспитательница детей.

Отношения к семье, способность выполнять свою роль в семье выступают в народной педагогике как высшие критерии. Они закладываются в раннем детстве. Во времена детских игр в адрес мальчика, вызывающего досаду своей неумелостью, неловкостью дети бросают такое обвинение: «От тебя ни родится ни дочь ни сын, если и родится, то не выживет».

Во все времена семья была ценностью. Возьмем для примера младенца, делающего первые шаги и лепечущего первые слова, и старца древнего, т.е. начало человеческого бытия и его финальный этап. С чем связано их счастье? Младенец счастлив и растет здоровым, если здоровы его родители и живут они в ладу. Старец счастлив, если испытывает поддержку и заботу детей и внуков и если в нужный момент близкие люди подадут воду. Он счастлив от сознания, что жизнь прожита не зря, если сумел вырастить такое замечательное потомство.

Истинное народное, здоровое видение жизни, взлелеянное тысячелетиями прогресса человечества, утверждает мужскую роль для мужчины и женскую для женщины, и естественный брак женщины и мужчины.

Ставя своей доминантою семью, народная педагогика имела совершенные формы, методы и средства воспитания в семье, но семья готовила ребенка не только к жизни в семье, но и для жизни в обществе, для деятельности в общественном производстве, в общественных делах.

Таким образом, в народной педагогике семья является высшей ценностью; способность создать и содержать семью, с достоинством исполнять свои социальные семейные роли в народной педагогике являются высшими критериями в оценке человека.

2.2 Средства, методы, приемы народной педагогики в семейном воспитании

Говоря о средствах народной педагогики, в первую очередь следует сказать о родном языке, где родное слово стоит на недосягаемой высоте. Г. Н. Волков называет родной язык фактором воспитания.

Родной язык — язык окружения. Дитя уже в утробном возрасте «слышит» этот язык, его подсознание «заряжается» этой речью, в младенческом возрасте слышит эту речь, и рядом с ним нужно разговаривать на родном языке.

Родной язык – язык сказок, пословиц и поговорок, загадок, постулатов-назиданий, язык мудрости родного народа, язык народных идеалов. Родной язык – язык эмоций народа, язык народных песен, народной поэзии, метафор, метонимий, аллегорий, язык народной иронии и сатиры. Родной язык – язык общения с дедушками и бабушками, язык приобретения уроков народного опыта, зрелой мысли, заветов прошлого к будущему.

Трагедия современных башкирских детей в том, что они с младенческого возраста слышат русскую речь, учатся разговаривать на русском языке, потому что их родители не владеют башкирским языком, ибо когда-то они учились в школе на русском языке и чтобы у успевать по всем предметам, серьезно изучали русский язык и забыли родной. Практически эти родители не знают на русского ни башкирского языков. В наше время знание русского языка не диво, потому что русский язык окружает нас везде и всюду — это и радио, и телевидение, и специальная литература, и новые вещи, и общение в общественных местах, поскольку иноязычного окружения больше, и все они говорят на русском языке. Гораздо сложнее знать родной язык, общаться на нем, читать газеты, наслаждаться художественной литературой, зато родной язык раскрывает такие просторы и глубины человеческого общения, человеческих отношений, возможности воспитания ребенка, что ради этого стоит изучить родной язык. Как бы далеко мы не отошли от родного языка, увлекшись русским языком, все равно наши корни в родном языке, стоит только заняться родным языком, он быстро раскроет свои тайны, а тайны для русского языка для нерусского человека всегда будут находиться за семью замками.

На колыбельные песни нужно обратить особое внимание, поскольку они постепенно забываются, между тем исполнение колыбельных песен младенцу — это начало его духовного воспитания.

Ш.А. Мирзоев в своей книге «Народная педагогика, словесные средства воспитания» пишет: Колыбельная песня служила призывом к нравственному совершенству. Порой достаточно было сказать: «Наверное мать не пела над твоей колыбелью», — и человек мог серьезно осмыслить свои поступки».

Ярко сказал о колыбельных песнях великий дагестанский поэт Р.Гамзатов: «Песня матери главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы на свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии».

Уже с колыбели народ воспитывал детей раздельно, девочкам пели одни колыбельные песни, а мальчикам – другие. Ранняя половая идентификация, раздельное воспитание характерны для народной педагогики и являются одним из средств формирования нравственной чистоплотности. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще не понятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждают их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий.

Имя ребенка – самый удобный канал трансляции ему духовных ценностей. Народная педагогика придает имени человека очень большое значение. Так, по верованиям башкир, у человека четыре души, потеря которых решает судьбу человека, — это й2н, 7от, тын, исем, т.е. собственно душа, потеря которой означает прощание с жизнью; душа сердца, потеря которой грозит тяжелыми последствиями, но ее можно вернуть; душа дыхания, потеря которой тоже может закончиться прощанием с жизнью, но ее тоже можно вернуть; и, наконец, душа имени, ее потеря может привести человека к разногласию с самим собой. Имя ребенка обсуждается родителями и родственниками еще до его появления на свет. Родители мечтают видеть своего ребенка красивым, сильным, здоровым, трудолюбивым, умным, высоконравственным, вежливым, наделенным благородными качествами и подбирают имя, которое достойно отражало бы эти свойства. Поэтому имя ребенка является кодом родительских пожеланий, мечтаний, представлений о благородном человеке. В народной педагогике ребенку нужно раскодировать его имя. В беседах с ним родители должны говорить, что, называя его таким именем, они хотели видеть его вот каким и вот каким. Но до этого, конечно же, в ребенке нужно сформировать любовь к его имени.

Рефлексия. Нравственное осмысление прожитого дня, каяние в грехах, удовлетворенность хорошими, добрыми делами, планирование дел на будущее — это известный в народной педагогике метод воспитания подрастающего поколения и самого себя. Из народной педагогики этот метод перешел в религиозные учения. «Коран» призывает мусульман ежедневно молиться Аллаху, просит у него прощения за содеянные грехи и надеяться, что Аллах простит. Родителям нужно находить время и каждый вечер беседовать с ребенком с самого раннего возраста о прошедшем дне, с кем играл, что видел, здоровался ли со взрослыми, не обидел ли кого и т.д. Если начать эти беседы с раннего возраста, они войдут в привычку, а в раннем школьном и подростковом возрасте будут обязывать ребенка контролировать себя. Вечерние беседы с родителями будут вносить в душу ребенка нравственное очищение, потому что ребенок вместе с родителями будет давать нравственную оценку содеянным делам.

Пример родителей имеет огромное значение в становлении личности ребенка. Родители должны показывать добрый пример не только в труде, но и отношениях между собой, в отношении к соседям, к товарищам по работе, в одежде, в еде, в поведении, в желаниях. Если родители в добрых отношениях с соседями, то и дети растут порядочными, вежливыми к чужим людям. Если родители хорошо отзываются о своих товарищах по работе, рассказывают об их достижениях, об их положительных качествах, естественно у детей возникает интерес к трудовому коллективу, к труду родителей, желание идти по их стопам.

Если родители с восхищением слушают музыку, ценят хорошие телепередачи, вывозят детей на природу, восхищаются окружающими горами, лесами, бывают с детьми на берегах рек и озер, любят красивый ландшафт, у детей появляется эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Большая духовная, нравственная сила заложена в пословицах и поговорках. Сила пословиц и поговорок заключена в концентрации разума, трудового и социального опыта многих человеческих поколений и в их художественных достоинствах — кратности, емкости, образности, энергичности. У каждого народа сотни и сотни пословиц и поговорок о руде, отношении к нему, трудолюбии и лени, старательных и нерадивых, ремесле и мастерстве, соратниках по труду и орудиях труда.

«Эше ю7ты8 726ере ю7» — («К бездельнику уважения нет»); «Эш 30йг2нде халы7 30й2» — «Любящий труд народом любим». – утверждают башкирские пословицы.

Сказки и другие эпические сюжетные произведения устного народного творчества, которые дети слышат с самых ранних лет из уст родителей, являются прекрасным материалом для строительства нравственного мира, умно помогают ребенку вырастить в душе иерархическую лестницу ценностей. Общественная жизнь для ребенка начинается через сказки. Родители через сказки начинают приучать к жизни в обществе.

Народ считает, что для физического развития нужны постоянные физические тренировки. Физические упражнения и подвижные игры, генетически возникнув из трудовых процессов на ранних ступенях общественного развития, на рассматриваемом этапе жизни народа стали применяться им в качестве подготовительных упражнений для физического развития народа. Говоря о народных физических упражнениях, мы, прежде всего, имеем в виду различные варианты упражнений на коне, бег взапуски, метание и переноска различных предметов, лазание по шесту, борьба, соколиная охота и т.д. Существование древнего обычая кочевания в летние месяцы по обширным просторам Южного Урала заставляло детей рано приучаться ездить верхом. Искусство джигитовки считалось самым сложным и трудным, и приобреталось оно постоянной систематической тренировкой с малых лет. Следует заметить, что поныне эти традиционные виды физических упражнений на коне не утратили свои позиции.

Из широко распространенных средств физического воспитания необходимо указать на башкирскую борьбу (к0р2ш), которая составляла неотъемлемый компонент каждого праздника, свадьбы и других увеселительных мероприятий. Башкирская борьба развивает силы, выносливость, быстроту реакции, ловкость, способствует воспитанию инициативы, уверенности, мужества.

В семьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитет родителей. С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные песни, где воспевается семья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери. Подрастая, дети слышат сказки из уст своих родителей о сказочных богатырях, которые могучи, справедливы, в семьях, где родители разучивают со своими детьми стишки, потешки, загадывают загадки, вырастают умные ребята. У ребенка расширяется кругозор, вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.

2.3. Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека

Первые шесть лет роста и развития человека великий Я.А. Коменский мудро назвал периодом «материнской школы». Действительно, в этот период ребенок тесно связан с матерью и многое в развитии ребенка зависит от мудрости матери. С момента появления на свет ребенок биологически зависит от матери, со временем биологическая зависимость переходит в эмоциональную привязанность. Отношение матери и отца к ребенку, их взаимные отношения, их любовь и требовательность, их умение обучать и приучать ребенка и т.д. играют решающую роль в закладывании основ будущей личности.

Наиболее развитые дети бывают не у тех матерей, которые с детьми проводят больше времени, и не у тех, кто постоянно о чем – то рассказывает, что-то разъясняет ребенку, а у тех матерей, кто в игры детей не вмешивается, но способствует тому, чтобы ребенок сам открывал мир. Такие мамы всегда бывают рядом, всегда под рукой, всегда готовы комментировать детские «открытия», расширять их, побуждать к новым, связывать только что сделанные «открытия» с уже имеющимися знаниями, приводить их в систему, которая в сознании ребенка станет фундаментом дальнейшего обучения.

Жизненная уверенность — предпосылка всего дальнейшего социального развития ребенка:

  • осознание самобытности собственной персоны;
  • общественные роли каждого члена семьи (освоение семейных ролей);
  • врастание в социальное окружение с 2 – 3 лет, освоение социальных ролей, освоение правил и требований, самоограничение.

Известно, насколько велика роль самоконтроля в жизни человека, к тому же самоконтроль в раннем возрасте — это первый шаг к позже развивающемуся волевому усилию.

От 1 года до 1,5 лет — время приучения к горшку. В результате длительной кропотливой работы ребенок начинает осознавать наполненность мочевого пузыря и потребность в его освобождении и может дать знак если ребенок это делает, его надо хвалить за это.

С 1,5 – 2 лет у ребенка формируют трудолюбие через самообслуживающий труд, постоянные трудовые поручения, привлечение к совместному труду с родителями.

2 – 3 года считается сенситивным периодом к овладению языками, говорят, что в этот период ребенок может легко овладеть до десяти языков. С 2 – 3 лет ребенок переживает «кризис трехлетних», или, как говорят, переживает «период упрямства». В этот период перед родителями стоят две задачи:

  • Не сломать ребенка, не сделать его хилым безвольным, понукаемым на всю жизнь;
  • Не сделать ребенка тираном. Если неудачно реагировать на приступы упрямства, можно получить привычку, средство давления.

С 3 – 6 лет – время расцвета фантазии. Ведущая деятельность этой поры – игра, дети разыгрывают сложные сюжетные игры, здесь можно наблюдать игру их фантазии. В играх в маму – папу, в магазин и др. они поражают своей наблюдательностью.

Примерно с 3 лет ребенок начинает играть не только рядом или в обществе детей, но и вместе с ними. Заботливые матери включают своих детей в общество сверстников. Термин внесен в научный оборот Г.Н. Волковым. Под «школой сверстников» подразумевается дворовая или уличная разновозрастная компания, в которую непременно попадает ребенок, если выходит на улицу поиграть. В эту компанию входят дети двора в городе, улицы или части улицы в деревне в возрасте примерно от 6 – 14 лет. В этой компании свои правила и обычаи, своя иерархия, свой язык. Известно, как сжимается сердце родителей, когда их сын выходит во двор и становится «своим» в дворовой компании. Все дети проходят «школу сверстников», но, как ни странно, абсолютное большинство их не становится ни сквернословами, ни проститутками, ни ворами, так как в большинстве семей царит нравственная атмосфера. Общаясь с семьей и со «школой», ребенок проходит нравственную закалку, может стать борцом за нравственную чистоту своей компании.

Если чадолюбивые родители все-таки уберегут ребенка от «школы сверстников», то такой ребенок окажется беззащитным при столкновениях с грубыми жизненными обстоятельствами, не способными адаптироваться к общественным отношениям.

Таким образом, если «материнская школа» имеет огромную роль в становлении ребенка как человека, то «школа сверстников» играет важную роль в социальном становлении личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Его цель – подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». В семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Ребенок с первых дней своей жизни слышит, что он будет помощником отца в труде (помощником матери по дому), слышит о видах труда о профессиях, о характере труда того или иного профессионала, о человеческих качествах, необходимых для занятия трудом, о рабочих инструментах и т.д. В колыбельных песнях, распеваемых матерью засыпающему ребенку; в стихах – частушках, которыми мать будит и поднимает дитя с постели; в скороговорках, которыми учит чисто произносить отдельные звуки, лейтмотивом идут темы семьи. Ежедневно вхождение родителей в мир ребенка — важнейшее педагогическое условие установления духовных отношений между родителями и ребенком, без которых невозможно их воспитательное воздействие.

Общей стержневой проблемой башкирской народной педагогики является не только воспитание ребенка, подрастающего поколения, а воспитание вообще человека. В воспитательном отношении ребенок и взрослый четко не разграничиваются, ибо народ полагает, что человек развивается, совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Но при этом подчеркивается, что привитие и формирование желательных нравственных качеств происходит в детском возрасте. Народная мудрость гласит: «Чего не было в 16, того не жди в 60 лет» (Ун алтыла булма3а, алтмышта ла к0тм2Ё.

Преимущество народно-педагогических традиций заключается в том, что они позволяют родителям готовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей, формировать необходимые человеческие качества, даже не зная о существовании структуры личности. Это формирование начинается с подбора имени будущего ребенка, с первой материнской улыбки, колыбельных песен, совместных игр с ребенком, с рассказывания сказок и загадывания загадок, с разучивания скороговорок и считалок, песен. Становление личности продолжается в беседах и обучении отдельным трудовым приемам, обращению со старшими, приучение самостоятельности, в знакомстве с родственниками, в совместном труде с ребенком, в ранней профориентации. Дальше умственные способности, трудовые умения, физическая ловкость и выносливость, эстетические взгляды и нравственный устой формирующейся личности проходят суровое жизненное испытание в «школе сверстников» и в столкновении с жизнью. Маленькая личность в ежевечерней рефлексии «залечивает душевные раны», отшлифовывает свои взгляды и установки в семье, у святых для нее людей — у отца и матери, у дедушки и бабушки, проходит у них нравственную закалку, чему способствует атмосфера духовного общения между старшими и младшими, которая обычно устанавливается в семьях с народно-педагогическими традициями.

Средства, методы, приемы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений, поэтому важно сохранение народной педагогики в семье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. (XVIII – первая половина XIX в.) – Уфа: Китап, 1997.- 104 с.
  2. Атангулов У.Ш. Этнопедагогика : Курс лекций. — Сибай: Изд –е Сибайского института БГУ, 2004. – 158 с.
  3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа: Баш ГПУ, 2000. – 328 с.
  4. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 168 с.
  6. Гребенников И.В. , Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. _ М.: Политиздат, 1990. – 319 с.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
  8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и пед. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Акакдемия», — 2000. – 232 с.
  9. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у рксского народа.- М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
  10. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
  11. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 2-е., Политиздат, 1975. – 272 с.